Сущность болезни

Болезнь в биологическом аспекте — это такое же явление природы, как и всякое другое, ибо здоровье и болезнь являются специфическими формами проявления жизнедеятельности организма. Это положение проф. Г. Е. Островерхое сформулировал следующим образом: Если в общебиологическом плане здоровье и болезнь представляют различные формы единой жизнедеятельности организма, то в клиническом плане — это совершенно различные, качественно специфические явления. Эта точка зрения нашла поддержку в выступлениях философов А. М. Изуткина и Ф. Т. Михайлова. Поскольку всякий качественно новый предмет или процесс обладает и свойственной ему сущностью, естественно. и логично поставить вопрос о выяснении сущности болезни как качественно нового процесса в природе человека, ибо медицина как наука может существовать лишь постольку, поскольку медики умеют вскрывать качественное отличие патологии от физиологии. Без четкого определения содержания понятий немыслимо вести дискуссию. Поэтому во избежание всяких недоразумений при решении и данной проблемы необходимо четко определить, что нужно понимать под сущностью предмета, вещи или процесса и что означает нередко употребляемое выражение вскрыть сущность предмета или процесса. Уясняя содержание категорий сущности и явления, их взаимосвязь, необходимо прежде всего иметь в виду, что они выражают соотношение внутреннего и внешнего в предметах и процессах. Познание сущности тех или иных процессов тесно связано, как будет показано ниже, с познанием законов, которые проявляются в этих процессах, ибо закон и сущность — понятия однопорядковые, выражающие углубление познания мира человеком. Общность между этими категориями заключается о том, что обе имеют своим содержанием внутренние и необходимые связи явлений, определяющие внешние связи. Закон, как и сущность, представляет собой определяющую и относительно устойчивую основу явлений. Но он в то же время отличается от сущности. Закон представляет какую-то определенную внутреннюю связь явлений, иначе говоря, он представляет сущность в определенном отношении. Таким образом, сущность в целом выражается не в одном законе, а в целой системе законов.