Субъективные идеалисты

Субъективно-идеалистическое решение основного вопроса философии М. Ферворном логически вылилось в утверждение, что облачение установленных путем опыта закономерностей в условную (кондициональную) форму является единственным научным способом мышления, ибо оно только излагает факты, не делая попытки объяснить их. Позитивистски настроенные французский физиолог и патофизолог К. Бернар, немецкий физиолог Э. Дюбуа-Рей-мон, английский психиатр Г. Модзли и др. отрицали возможность познания сущности физиологических и патологических явлений. Современные субъективные идеалисты (неопозитивисты, семантики) также объявляют категорию сущности, лишенной всякого значения. Логический позитивизм объявляет сущность и закономерность процессов, происходящих в природе, недоступными как для естествознания, так и для философии. Неопозитивисты вообще пытаются снять проблему сущности и явления. Один из лидеров неопозитивизма Р. Карнап пишет: Метафизическая философия хочет выйти за рамки эмпирико-научных вопросов и поставить вопрос о сущности предметов. Мы считаем эти вопросы псевдо-проблемами. Основоположник английского неореализма и неопозитивизма Б. Рассел говорит о сущности как о безнадежно сбивающем с толку понятии. Человечество же, как показывает исторически развивающаяся практика, все полнее, все многостороннее познает окружающий его мир. Процесс познания явлений, идет от поверхности явлений к их сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности. Марксистская теория познания отвергает утверждение философов-идеалистов о существовании так называемых вещей в себе, будто бы абсолютно не познаваемых. В противоположность идеализму марксистский философский материализм утверждает, что мир познаваем. Проверенные практикой, опытом знания людей о законах развития природы, общества и человеческого мышления являются достоверными, объективно истинными. Об этом говорят громадные успехи медицины в лечении болезней человека. Задача научного познания заключается, во-первых, в том, чтобы проникнуть в глубь вещей и процессов, выявить их внутренние связи, углубить этим путем наше познание качества вещей, обнаружить наиболее общее и важное в них — их основу, их сущность, необходимую закономерную связь явлений.